Место, роль и предназначение менеджмента в дизайне
© Андрей Жилин 2009
Главное - не определить то, чем мы занимаемся.
Главное - понять, чем мы не занимаемся
Джек Траут, «Маркетинговые войны»
В последние годы растет число бизнесов, которые готовы (или
их вынуждает конкуренция) оплачивать
целый комплекс
дизайнерских решений. Это естественно: дизайн позволяет
идентифицировать компанию,
выделить её саму, её продукты
или услуги среди бесконечного множества прочих коммерческих
предприятий. Дизайн работает на конкурентные преимущества
бизнеса, создает добавленную стоимость.
В некоторых
продуктах и услугах он играет решающую роль.
В повседневной практике, зачастую, причастным к дизайну
оказывается множество людей других
профессий, расставленных
на разных должностях. Их работа строится, главным образом,
на основе
прописных истин учебников по маркетингу
и рекламе. Такой подход утверждается в сознании все более
широких кругов бизнес-сообщества, что создает почву
практически для всех проблем в сфере
менеджмента, связанного
с вопросами дизайна.
Во многих случаях дилетантизм становится нормой и
завершается поиском «стрелочника».
Возникает необходимость введения такого стрелочника
изначально.
Разработка политики корпоративного дизайна
Управление процессом дизайна
Дизайнер в этом круге задач является одним из важных
звеньев, крайне необходимым, но не достаточным
из-за
многосложности цепочек бизнес-процессов. И, если человек,
назначенный руководить всем
комплексом задач, далек
от
профессий дизайна, то речь идет только о формальном,
поверхностном
руководстве.
Каким бы мощным инструментом не являлись сетевые графики или
диаграмма
Генри Гантта, оценка
и отбор единственного решения
из всего творческого веера выходит за рамки компетенции
менеджмента, оперирующего стереотипными
и охотно тиражируемыми схемами производственных процессов.
Гантт, кстати, предложил свою диаграмму осуществляя
менеджмент процесса постройки кораблей
во время Первой
мировой войны. Опыт интересный, творческий, но лежащий
в другой плоскости относительно материализации визуального
образа предпринимательской деятельности.
В качестве панацеи нередко рассматривают обучение студентов
экономических специальностей основам дизайна. Это спорный,
поверхностный метод. Настоящий менеджер – боец, выкованный
из крепкой
стали, – мыслит в несколько иной плоскости,
нежели дизайнер. Ценность творческого подхода
дизайнера –
нестандартность точки зрения, нетривиальность решения.
Менеджер же в первую очередь ценит предсказуемость и
управляемость процесса.
На словах никто и никогда не ратует за посредственный,
скучный дизайн,
все приветствуют дизайн
смелый. Однако у руководства
компаний возникает искушение запустить соответствующие
управленческие механизмы, чтобы адаптировать, выдрессировать
дизайн в подконтрольный
и предсказуемый,
легко тиражируемый инструмент корпоративного бизнес
планирования.
Такие механизмы неизбежно убивают в дизайне потенцию
новаторства.
Дизайн невольно подталкивают
к безопасным,
«проходным» решениям.
Но тем самым
и девальвируют его реальную творческую ценность
для
компании.
Это неприятная тенденция. Особенно она опасна, когда
менеджмент ориентирован на карьеру
или на проекты с быстрой
финансовой отдачей. Стратегии управления нацелены на
разукрупнение,
тактика – на бэнчмаркинг, на оценочные
сравнения. Направленности на перспективу для дизайна
не
остается. Системный подход отсутствует. Задачи распадаются
на множество мелких несвязных,
а иногда
и противоречащих друг другу. Собрать их в единую
дизайн-программу не способен даже
самый изощренный
менеджмент.
Роль дизайн-менеджмента просматривается, прежде всего,в
творческой консолидации всех компонентов
бизнес-процесса,
благодаря которому и решаются перечисленные выше задачи.
В этом убеждает опыт
практической деятельности в компаниях
разного профиля
на протяжении, по крайней мере, минувшего
десятилетия.
В компании профильный бизнес-процесс, в идеале, развивается
последовательно, протяженно, «аналогово». Он следует
определенной стратегической линии.
Вопросы же дизайна в
компаниях
возникают и решаются, как правило, непредвиденно,
непоследовательно, «дискретно». Механизмы
формирования
стратегической линии в части дизайна, её корректировки и
последовательного
воплощения управленцами чаще всего не
отлажены. Дискретность усиливается ротацией или текучестью
кадров, «ответственных
за дизайн» в менеджменте компании.
Специфика задачи корпоративного стиля – идентификации
компании – заключается
в том, что многие процессы здесь
нужно уметь предвидеть и подготавливать заранее, чтобы в
нужное время вплетать
их
в единую цепочку последовательных
шагов. Такое умение – это конкретное, специфическое ноу-хау,
которое накапливается с опытом реальной практики дизайна. К сожалению, люди, далекие
от такой
практики, зачастую «ответственно» определяют в режиме
форс-мажор
не только сроки запуска
или завершения отдельных
мероприятий, но и общее планирование статей бюджета в части
дизайна.
Разноплановость творческих задач для реализации общей
стратегии дизайна требует привлечения
специалистов-дизайнеров разного профиля. Графический дизайн
и полиграфия, интерьерный дизайн
и дизайн торговых
помещений, дизайн мебели
и выставочного оборудования, веб-дизайн, медийный дизайн,
сценография.
Поиск и
«адаптация» специалистов даже под грамотно поставленную
задачу – проблема, как показывает практика, отнюдь не
тривиальная. Рынок предложений здесь безграничен только на
первый взгляд. Действительно нужное же соотношение цены,
качества и надежности исполнителя – продукт «штучный».
Каждая компания-подрядчик с целью подъема
конкурентоспособности
и расширения «клиентской
воронки» предлагает широкий спектр
товаров и услуг.
При этом является действительным лидером
в
решении конкретных задач.
Результат – разный уровень качества в рамках комплексной
сложносоставной работы.
Аналогично дело обстоит и с реализацией творческих идей «в
материале». Пристойное качество работы сегодня можно
получить чаще всего только
на отдельных, узкоспециализированных производственных
участках. Реальная практика заставляет выстраивать сложные
цепочки субподрядчиков. А надежный, «адаптированный под
дизайн», субподрядчик чаще всего – опять-таки событие,
результат долгого
процесса воспитания на ошибках.
Реальный опыт планирования, расчета времени проекта и
реализации приобретается годами.
Это справедливо для любых
отраслей деятельности.
Однако дизайн
у непрофильных специалистов
по-прежнему окутан множеством
иллюзий, фактически легенд, относительно сроков, цен и
качества.
В то время как в отраслях дизайна давно уже отработаны
достаточно ясные процедуры действий
и реальные критерии для
оценки, руководство рекламно маркетинговых служб корпораций
нередко
еще оперируют критериями уровня «нравится» или «не
нравится».
В отличие от архитектурной, например, практики или практики
кинопроизводства, практика дизайна сравнительно молода.
В начальный период, на этапе становления «промышленного
дизайна»,
дизайнером управляло исключительно производство.
Ему отводили место на последних стадиях
процесса, место
жестко поставленного в рамки инженерами «стилиста».
Позднее
разнообразные маркетинговые ходы и пиар вывели небольшую
часть дизайнеров
в категорию «брендов».
Нескольких фигур такого калибра
способны обслужить сразу множество отраслей.
Но это – в развитых «постиндустриальных» обществах, где под
такой подход уже отлажены сложнейшие
организационные и
социальные структуры. Здесь же пока лучше срабатывают
аналогии из более понятного нам ещё «индустриального» бытия:
главный инженер проекта, главный архитектор проекта.
То есть место опытного специалиста, способного принять на
себя ответственность
за
постановку задач и их реализацию
на всем участке своей
профессиональной компетенции
в рамках достаточно
проясненного общего дела.
Ремарка относительно достаточно проясненного общего дела
не случайна. Стратегические виды
на роль дизайна в
корпоративном секторе иногда сочетаются
с блокировкой руководством ключевой информации, жизненно
необходимой
для принятия верных решений в плане дизайна. Однако,
надо
отдать должное добросовестным исследователям, такой момент –
не только прерогатива
сегодняшней России.
Дизайн-менеджер, по большому счету, не столько должность,
сколько профессия.
Что касается «физического» места его
обитания, места для рабочего стола,
то здесь возможны
варианты.
В корпоративном секторе – это самостоятельная
функция в структурах, традиционно ответственных
за маркетинг
и рекламу.
В рамках агентства или дизайн бюро такие функции
обычно попадают
под определение key
accounts manager –
менеджер по ключевым клиентам.
Внутри сообщества специалистов с коммуникацией обычно
проблем нет. Специалистов объединяет
общий предмет или общий
проект. Проблема – как связать разнородные сообщества
специалистов.
Связь между различными видами профессиональной
деятельности складывается
в результате своего
рода
«кооперации»: то, что делают одни, используют другие.
Но
чтобы кооперация функционировала
гладко, пользователю нужно
понимать,
что он получает. Поэтому кооперация и дополняется
коммуникацией, зачастую только благодаря коммуникации и
становится возможной.
С точки зрения
управления дизайном, первоочередные
задачи можно определить так:
Необходимо прочувствовать и принять как должное
необходимость постоянного «само-пиара».
Дело в том, что в
большинстве своем, руководство компаний в своих рабочих
процессах компетентны только потому, что в свое время они
на
собственном опыте прошли все их фазы, знают тонкости.
Рабочие процессы дизайна для них –
terra incognita, территория неизвестная. И
сразу же ожидать
от них понимания – большая иллюзия. Учить
руководство уважать и ценить дизайн тоже входит
в задачу
дизайн-менеджмента.
– Вы все еще занимаетесь тем, что другие умеют делать лучше?
Тогда вы – труп! Ваша мумия будет
долго служить пособием в
бизнес-школах, – отчеканили однажды Йонас Риддерстрале,
Кьелл Нордстрем, веселые авторы книжек «Бизнес
в стиле фанк» и «Караоке капитализм».
В таком ракурсе ключевым предназначением дизайн-менеджмента
будет
организация полного цикла административно-управленческих
мероприятий,
от выработки и постановки задачи до материального
её
воплощения,
на узко специфическом
поле дизайна.
Все это ради того, чтобы остальные участники бизнес-процесса
могли спокойно
сосредоточиться на том, что они научились
делать лучше всех.
В отличие от чистого творчества в сфере изящных искусств,
дизайн исходно был
и продолжает оставаться
составной частью разнообразных
бизнес-процессов.
Все они, в конечном итоге, направлены на
увеличение прибыли. А так как визуальная составляющая –
родовая вотчина дизайна – пронизывает практически все
стороны человеческой жизни, то круг или спектр
бизнес-процессов, кровно заинтересованных в дизайне,
неумолимо расширяется, причем в нарастающем темпе.
Привычные цеховые рубежи «от постера до тостера» стали
анахронизмом. Исключительно дизайнерскими произведениями
сегодня уже в большой степени оказываются и книги, журналы,
информационные
программы, публичные кампании. Продуктами
дизайна становятся и сами бизнес-процессы: профессиональные
коммерческие мероприятия, акции, презентации, съезды, торги,
слушания.
Авторитет слова падает. Для понимающих – цифры,
для всех остальных – дизайн.
В таком контексте смотритель дизайна – тема уже
вполне рабочая и актуальная.
Санкт-Петербург 2009 г.
Андрей Викторович Жилин
Выпускник кафедры коммуникативного дизайна
ЛВХПУ им. В.И. Мухиной / СПБВХПА им. Штиглица.
Опыт дизайн-менеджмента приобрел, работая в сферах:
недвижимости, производства и продаж мужской одежды,
продвижения архитектурной керамики, развития дилерских сетей
в авто-бизнесе, как Генеральный директор ООО
«ДИЗАЙН-АГЕНСТВО»
Санкт-Петербургского регионального отделения Союза
дизайнеров РФ.