В г. Монтрё в Швейцарии, в рамках 12 европейского салона современного искусства прошла персональная выставка И. Байковой. На выставке была представлена новая работа «Врата. И. С. Бах. Токката ре минор.»
О новой работе:
Думаю, верно будет сказать, что у этой работы два автора. Мы давно мечтали сделать совместную работу, объединить видение двух творческих людей. Мое – художника по текстилю и графика и Андея - дизайнера и фотографа. Началось все с фотографии, которая вдохновила нас на совместный проект. Зимней ночью Андрей бродил с камерой по заснеженному, морозному городу. Потом показал мне фотографию – фрагмент старинных литых ворот покрытых инеем, золотых в свете петербургских фонарей. По фрагменту не сразу можно было узнать типичную арку с воротами, каких много в старой части города. Это выглядело скорее, как древнее сокровище, поднятое со дна моря.
Золото, потемневшее от времени и соленой воды. Фотография была сама по себе – чудо. Она будила воображение, хотелось ее дорисовать, дописать, в ней виделось нечто неясное, что никак не можешь вспомнить, но что-то волшебное, как из сна или видения. Мы сели за компьютер и проработали около 2-х часов. Дизайнер и художник, мы будто пропали на время в другом измерении, прислушиваясь к тайне, с которой соприкасается каждый творческий человек, работающий с открытым сердцем. Случилось то, что случается, когда ты отдаешься творческому потоку – работа делает сама себя. Она твоими руками нажимает кнопки клавиатуры, рисует пастелью по распечатанному эскизу, ставит блики и искры, кладет тени и показывает тебе, как это должно быть. Возникли Врата. Эскиз. А на следующий день случилось совпадение, которое имело для нас огромное значение и подтверждающее это Видение. Об этом я писать не буду, это не моя тайна. Потом три года кропотливой работы, ручного труда. И было еще одно совпадения и подтверждение, волнующие, заставляющие постоянно прислушиваться в себе и работать. Работа продолжала себя делать.
Последний месяц я провела в уединении, в тишине и почти полном одиночестве. Снег, сосны, собаки, огонь в печи. Вставала в 5 утра, когда эфир свободен, все спят и тихо в голове. Голова такая антенна, что ловит все. Это понимаешь, когда работаешь в тишине по 14 часов в сутки. Ложилась в 2 ночи. Иногда ставила Токкату И. С. Баха. Работа удивительно ложилась на эту органную музыку.
На выставке много спрашивали о чем эта работа, и у каждого была своя версия. У детей своя, у молодых людей другая, у пожилых третья. Все разные. Работа на всех уровнях откликалась и контактировала с разными людьми и разными нервными центрами. Конечно, хотели услышать версию художника.
Думаю, что я знаю о чем эта работа, а может тешу себя, что поняла. Но чувствую – говорить об этом не нужно. Так работа сама себя защищает. Если я не нахожу объяснения тем или иным видениям, что приходят в моменты вдохновения, то оставляю их необъясненными, из уважения к их скрытой сущности. Я отношусь к этому очень бережно. То, что приходит, это не наше, не нами придумано. Это же не в голову приходит. Приходит только тогда, когда сердце не боишься открыть.
Чуть попозже на сайте появится фотография работы с подробными фрагментами. Месяца через 2. Пока она еще только родилась, только пульс забился, ей нужно окрепнуть. И нам тоже. Так часто бывает. Работу в авральном режиме заканчиваешь, показываешь на выставке, и только спустя пару месяцев ее видишь как надо, видишь, что нужно еще что-то добавить, и добавляешь, и тогда она совсем сильная. Не всегда так, но бывает. Нужно подождать.
Изабелла Байкова