Многие философы считают, что мир, в котором мы существуем, создан из ритмических структур. Какие-то из них находят мгновенныйотклик в нашем мировосприятии, и мы безоговорочно их принимаем. Наше отношение к произведениям искусства - прямое подтверждение ритмической теории. Совпадение ритмов нашей души и тех мыслеобразов, которые передаёт нам художник через своё произведение, и создаёт то созвучие, единение, определяемое нами как встреча с Прекрасным.
Первое впечатление от выставки Изабеллы Байковой, открытой сейчас в РКЦ, - ритмическая гармония, му-зыкальность. Переходя от одной работы к другой, словно погружаешься в мир реальный и ирреальный, мягко, безболезненно проникаешь из сна в явь и обратно. Впрочем, кто же знает, где кончается сон?.. Гармония звучит во всём - в тонких переливах цветовой гаммы, безошибочно выстроенной композиции, культуре рисунка.
Работы Беллы удивительно живописны.И это особенно неожиданно, так как это не масло, акварель или гуашь, а так называемое лоскутное шитьё. Почему «так называемое»? Потому что с бабушкиными лоскутными деялами, фольклорным стилем, давшим направление этому жанру в искусстве, текстильная живопись Изабеллы Байковой никак не ассоциируется.
Белла - член Союза художников России, окончила Высшее художественное училище им. Мухиной, занимается монументальной росписью зданий, проектированием интерьеров, витражами, реставрацией скульптур и барельефов. На втором Всероссийском фестивале традиционного и современного лоскутного шитья её текстильное панно было удостоено Гран-при.
Её «Сны» посвящены городу - мифическому, чудесному, будто застывшему в сновидениях его обитателей. Петербург Изабеллы Байковой - личность мечтательная, загадочная и очень симпатичная. Так же, как и его горожане - неделимая часть целого. Город грезит, окутывая зрителя атмосферой вечной сказки Санкт-Петербурга. По звёздным дорожкам улетают из светящихся ночью окон сны-видения, растворяясь в зимнем морозном воздухе, в пастельных красках белых ночей... Вообще её полотна дышат, они наполнены воздухом, переливаются импрессионистическим созвучием красок. Это работы не на заказ. И может быть, именно поэтому они искренние, духовные, со своей ненавязчивой, но какой-то очень правильной философией.
Первый «лоскутный» шедевр Белла создала совершенно случайно. Она работала над витражами в католическом костёле Санкт-Петербурга. В ожидании окончания сложного процесса обжига стекла неожиданно для себя стала соединять различные ткани, присланные по линии гуманитарной помощи в город на Неве. Так из фрагментов пресловутого сэконд-хэнда появилось на свет новое произведение. Было это 7 лет назад.
Белла любит работать с тканями. Для неё это тёплый, очень понятный материал. «Я отдыхаю на этих работах. Здесь я могу делать то, что я хочу и вижу, без навязанных мне мнений, что нужно, а что нет», - говорит художница. Только одну из работ этого жанра она сделала на заказ. При этом сурово предупредила клиента, что будет делать только то, что она считает нужным. А если ему не понравится, работа останется у неё. Понравилось. Мастерски выполненное панно «Рим» с тончайшими цветовыми переходами сейчас украшает один из петербургских ресторанов. Некоторые свои произведения мастер категорически не хочет продавать. Пожалуй, это понятно. Не стоит расставаться с частью собственной души, даже если этого требуют материально-бытовые аспекты нашей жизни.
Посещение выставки Изабеллы Байковой - это встреча с мастером талантливым, духовным, обладающим высоким культурным потенциалом.